Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Починковский детский сад № 2

607910, Нижегородская область, Починковский район, село Починки,
Ленина пл, 75
+7 (83197) 5-11-87

Детский сад — новый период в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. Возможно, ему впервые предстоит остаться без мамы и папы в новом месте. Как помочь малышу пройти этот этап максимально безболезненно?

 Адаптация к детскому саду - это приспособление детского организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, потому что с чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми детьми. Поэтому адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает по-своему.

Условно выделяют два уровня адаптации: физиологическую и психологическую адаптацию.

В первом случае, ребенку необходимо привыкнуть к новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, подчинятся правилам); новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам; невозможности уединения и необходимости самоограничения.

Психологическая же адаптация заключается в привыкании малыша к отсутствию значимого взрослого (мамы, папы…); к необходимости в одиночку справляться со своими проблемами; к большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать; к необходимости отстаивать своё личное пространство.

Длительность и выраженность адаптационного периода во многом зависит от того, на сколько у ребенка, на момент поступления в детский сад, сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:

- самостоятельно ест разнообразную пищу;

- не использует соску и бутылочку;

- своевременно сообщает о своих потребностях: просится в туалет или на горшок (лучше заранее отказаться от использования памперсов);

- моет руки при помощи взрослых, пользуется полотенцем, носовым платком;

- домашний режим максимально приближен к режиму детского учреждения.

Кроме того, важно установить доверительные, уважительные отношения с персоналом группы, сообщить о привычках ребенка, особенностях поведения, имеющихся заболеваниях и т.д. То есть стать союзниками, действующими в интересах ребенка.

Также, стоит обратить внимание на ряд факторов, которые отягощают адаптацию малыша к детскому саду:

- слишком сильная зависимость ребенка от мамы;

- чрезмерная тревожность родителей;

- нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;

- воспитание ребенка в духе вседозволенности;

- неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперактивность и т.п.;

- соматически ослабленный ребенок;

- несоблюдение режима дня дома.

Помните! В период адаптации очень важно:

- при ярко выраженных отрицательных эмоциональных состояниях ребенка целесообразно воздержаться от посещения детского сада на 2-3 дня;

- оказывать положительную эмоциональную поддержку ребенку в период его пребывания в детском саду (от порога детского сада до порога дома);

- исключить прививки, инъекции;

- поддерживать спокойную обстановку, не перегружать впечатлениями, не принимать и не посещать гостей, не покупать новых игрушек;

- единство и постоянство требований со стороны всех взрослых (большое количество запретов влияет на нервную систему ребенка);

- прислушиваться к рекомендациям и просьбам персонала детского сада;

- тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада;

- использовать ритуал расставания или приветствия (пожатие руки, поцелуй в нос, короткая фраза: «Пока, скоро увидимся!»). Эти простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволят малышу прогнозировать ситуацию (мама всегда приходит за мной, когда говорит …. или делает….)

- сохранять спокойствие самим! Малыши очень чувствуют эмоциональное состояние близких для них взрослых. Ваше спокойствие, уверенность, интонация говорят малышу, что все в порядке и можно смело отправляться в группу и наоборот – ваша тревога передается ребенку, даже если реальной причины для этого нет.

 Об успешности адаптации малыша к дошкольному учреждению свидетельствуют такие признаки, как:

 - нормальный сон (засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне);

- хороший аппетит;

- спокойное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т.п.;

- ровное настроение, легко просыпается утром;

- желание идти в детский сад.

Уважаемые родители, поступление малыша в детский сад – это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. В это время ребёнок особенно нуждается в вашей заботе и поддержке. Успешной Вам адаптации!